Главная » Статьи » Мои статьи |
Чуева З.В. г. Томск, МАОУ СОШ № 5 им. А.К. Ерохина КОРРЕКЦИЯ СМЕШАННОЙ ДИСГРАФИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ, В УСЛОВИЯХ ШКОЛЬНОГО ЛОГОПУНКТА
Письменная речь — одна из форм существования языка, вторичная, более поздняя по времени ее возникновения, чем устная речь [4, с.4]. Для овладения письменной речью имеет существенное значение степень сформированности всех сторон речи. Нарушения звукопроизношения, фонематического и лексико-грамматического развития могут найти отражение в чтении и письме [4, с.5]. Дисграфия (нарушение письма) составляет значительный процент среди других нарушений речи, встречающихся у учащихся массовых школ. Она является серьезным препятствием в овладении учениками грамотой на начальных этапах обучения, а на более поздних в усвоении грамматики родного языка [2, c. 3]. Проблема нарушений письменной речи у школьников — одна из самых актуальных, поскольку письмо и чтение становятся базой и средством дальнейшего обучения. Основная задача логопеда состоит в том, чтобы своевременно (главным образом, в начальных классах) выявить и преодолеть расстройства письменной речи, не допуская их перехода на следующие ступени обучения. В противном случае стойкие специфические ошибки письма и чтения будут сопровождать учащихся и в последующие годы (в явном или замаскированном виде), осложняя их учебно-познавательную деятельность [4, с.3]. Большинство детей с отклонениями в развитии требует вмешательства целого ряда специалистов: дефектологов (логопедов, сурдологов, олигофренопедагогов, сурдопедогогов), врачей, психологов. Каждый из этих специалистов необходим ребенку, но ни один из них не может заменить другого, а поэтому желаемого успеха можно достичь лишь в том случае, если их усилия будут объединены, т.е. если воздействие будет комплексным [1, с.5]. В логопедической практике отмечается, что в обучении младших школьников чаще всего встречается смешанная дисграфия. В структуру смешанной дисграфии входят такие недостатки письма, как нарушение языкового анализа и синтеза, акустическая и артикуляторно-акустическая дисграфия, элементы аграмматической и оптической дисграфии. У школьника со смешанной дисграфией ошибки множественны и разнообразны. Основной задачей работы логопеда на школьном логопункте является своевременное выявление и предупреждение нарушений письма и чтения [3, с. 3]. После диагностики и выявления таких учащихся на школьном логопункте мы определяем цель и задачи нашей коррекционной работы. Цель заключается в разработке и реализации системы комплексного логопедического воздействия, направленного на развитие всех функций, обеспечивающих письменную речь. Задачи: 1. Разработать систему логопедического воздействия: определить структуру занятий, отобрать содержание, определить перспективу работы. 2. Подобрать соответствующий решаемым задачам, доступный наглядный материал для проведения специальных занятий. 3. Повысить качество и результативность учебно – воспитательной работы. Проведение коррекционно-развивающих занятий основывается на принципах системности и поэтапного формирования речевых умений. В процесс коррекционной работы включаем имитативные, проблемно-поисковые и коммуникативные методы и приемы (наряду с известными наглядными, словесными и практическими), соответствующие интересам и потребностям младших школьников. Среди них: - словесные методы. Это объяснения материала, устные задания, беседы; - практические методы. Использование на занятиях упражнений карточного типа, составление звуковой схемы слова, выделение последовательности звуков в слове; - наглядные методы. На занятиях активно использовать схемы, фишки, слоговые модели слов, звуковые модели слогов и слов, цифровые ряды для звукового анализа; - имитативные методы. Использование на занятиях упражнений, предусматривающих тренировку путем повторения звуков и звукосочетаний, речевых и языковых образцов, моделей предложения; - проблемно-поисковые методы. При использовании проблемно-поисковых методов обучения педагог использует такие приемы: создает проблемную ситуацию (ставит вопросы, предлагает задачу, экспериментальное задание), организует коллективное обсуждение возможных подходов к решению проблемной ситуации, подтверждает правильность выводов, выдвигает готовое проблемное задание, побуждает учащихся к самостоятельному речевому высказыванию; - коммуникативный метод, включающий средства общения. Основные направления коррекционной работы: 1. Уточнение артикуляции звуков; 2. Развитие фонематического распознавания, т.е. фонематического восприятия и фонематического слуха; 3. Развитие фонематического анализа и синтеза; 4. Развитие тактильных ощущений; 5. Расширение словарного запаса, обогащение активного словаря; 6. Развитие мелкой моторики рук с использованием пальчиковых игр (в ходе проведения физ. минуток), обводки, штриховки; 7. Развитие мышления, памяти, слухового и зрительного внимания; 8. Развитие оптико-пространственных функций; 9. Развитие связной речи; 10. Развитие графо-моторных навыков. В связи с тем, что логопедическое воздействие должно быть направленно на все функции обеспечивающие письменную речь, все занятия проводим комбинированного типа. То есть на каждом занятии стараемся задействовать в работу как можно больше функций (мелкую моторику и фонематическое восприятие, память и оптико-пространственные функции и т.д.) В заключении хочется предоставить две инновационные технологии, которые можно применять на ряду с привычными дидактическими играми - это синквейн и кластер. На логопедических занятиях их можно использовать для закрепления пройденной темы или при постановке проблемной ситуации и т.д. 1. «Синквейн» от французского слова «пять». Это специфическое стихотворение без рифмы, состоящее из пяти строк, в которых обобщена информация по изученной теме [5]. Несмотря на труднопроизносимое и загадочное название, технология синквейна очень эффективна и проста в применении уже в младшем школьном возрасте у детей с нарушением письма и чтения обусловленного общим недоразвитием речи. 1 строка – Название. Одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею; 2 строка – Описание. Два слова, прилагательные, описывающие основную мысль; 3 строка – Действие. Три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы; 4 строка – Фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту; 5 строка – Синоним названия темы. Одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта (обобщающее слово). Вариативность в применении технологии синквейн. Синквейн на занятиях для закрепления изученной лексической темы. Береза. Тонкая, белоствольная. Растет, зеленеет, радует. Береза — символ России. Дерево. На занятиях по развитию связной речи: используя слова из синквейна, придумать рассказ. 1. Заяц. 2. Белый, пушистый. 3. Прячется, боится, убегает. 4. Я жалею зайца. 5. Дикое животное. Заяц. В зимнем лесу живет белый пушистый заяц. Жизнь у зайца трудная, он боится волка и лису, увидев их, прячется или убегает. Мне жалко зайца. Зимой диким животным жить трудно. Использование дидактического синквейна в логопедической практике позволяет гармонично сочетать в работе элементы трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно- ориентированной, что особенно актуально в условиях работы с детьми с особыми образовательными потребностями.
2. Кластер - объединение нескольких однородных элементов, которое может рассматриваться как самостоятельная единица, обладающая определёнными свойствами[6]. Кластер так же можно включать в логопедические занятия Кластер по лексической теме «Семья»: по центру пишем слово семья, можно обвести в кружок, а далее от данного слова чертим лучи в разные стороны и просим учащихся написать кто входит в состав семьи (мама, папа, бабушка, брат, сестра и т.д.) Кластер можно использовать на закрепление любой лексической темы. А если кластер использовать для постановки проблемы или введения в тему, можно убрать основное понятие и попросить учащихся вписать обобщающее понятие, тем самым определить тему занятия. Подводя итог хочу сказать, для устранения и предупреждения смешанной дисграфии требуется ранняя диагностика, своевременное начало логопедической работы и комплексный подход специалистов к коррекции развития ребенка. Если к комплексной работе логопеда подключить работу психолога, врачей, то положительный результат обеспечен.
Список литературы: 1. Визель, Т.Г. Нарушение чтения и письма у детей дошкольного и младшего школьного возраста: учеб. –метод. Пособие / Т.Г. Визель. – М.: АСТ: Астрель: Транзиткнига, 2005 – 127, [1] с. – (Библиотека логопеда). 2. Ефименкова, Л. Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов : Кн. для логопедов / Л.Н. Ефименкова. - М. : Просвещение, 1991. – 224 с. 3. Парамонова, Л. Г. Дисграфия: диагностика, профилактика, коррекция / Л. Г. Парамонова. – Санкт-Петербург: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006. – 128 с. 4. Садовникова, И.Н. Коррекционное обучение школьников с нарушениями чтения и письма: Пособие для логопедов, учителей, психологов дошкольных учреждений и школ различных типов / И.Н. Садовникова. – Москва: АРКТИ, 2005.- 400с.: ил. (Библиотека практического логопеда). 5. https://ru.wikipedia.org/wiki/Синквейн 6. https://ru.wikipedia.org/wiki/Кластер
| |
Просмотров: 468 | |
Всего комментариев: 0 | |